Последние темы
» Запчасти для патефонов.
Сегодня в 2:42 pm автор Макс89

» Чем клеить разбитую шеллаковую пластинку.
Сегодня в 12:37 pm автор Sadmich

» Конструкции звукозаписывающих аппаратов - практическая часть
Чт Ноя 15, 2018 10:29 pm автор СУ-15ТМ

» Граммофон Братьев ПАТЕ №7
Чт Ноя 15, 2018 9:39 pm автор СУ-15ТМ

» Копии старых мембран
Чт Ноя 15, 2018 4:52 pm автор Макс89

» Бабушкин граммофон
Ср Ноя 14, 2018 4:20 pm автор Maestro

» Поздравляем многоуважаемого MisterTwister с Днем рождения!
Вс Ноя 11, 2018 8:32 pm автор MisterTwister

» Пересыл в Украину.
Вс Ноя 11, 2018 1:48 pm автор Sadmich

» Электроинструмент.
Чт Ноя 08, 2018 10:25 pm автор genn23


Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Перейти вниз

Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Сообщение  Макс89 в Сб Июн 17, 2017 3:47 pm

Патефон, завоевавший мир
Источник: http://www.echo.az/article.php?aid=22970

О том, как можно воспроизводить музыку, не применяя традиционных музыкальных инструментов, человек задумывался очень давно. До нас дошли сведения, что еще в IX веке, примерно в 875 году, братья Бану Муса, выдающиеся персидские ученые, занимавшиеся геометрией, астрономией и механикой, изобрели наиболее древний из известных механических музыкальных инструментов - гидравлический или "водяной орган" со сменными цилиндрами. Он позволял без помощи человека проигрывать несколько мелодий - для каждой свой цилиндр. Потом братья Бану Муса изобрели автоматическую флейту, которая предположительно представляла собой первую программируемую машину. В средние века, в XV веке, появились шарманки, в 1598 году мир узнал музыкальные часы, в XVI веке изобрели механические спинеты. В XIX веке появилось механическое пианино, которое было впервые показано в Филадельфии в 1886 году, в нем использовалась бумажная перфорированная лента, которая позволяла записывать длинные пьесы.
В XIX веке, веке технических достижений, был изобретен сначала фонограф - несовершенный прибор, позволявший худо-бедно сохранить голос или мелодию, потом граммофон с рекордером, который мог уже тиражировать "слепки" с музыки. Шествие по миру граммофона, который был изобретен в 1887 году американским инженером, немцем по происхождению Э. Берлинером, было поистине победным. Но человек никогда не останавливается на достигнутом. Так и с граммофоном - его тоже хотелось улучшить, как-то изменить, ведь это был достаточно громоздкий и тяжелый прибор. И вот в 1907 году служащий французской фирмы братьев Патэ - Гильон Кеммлер - предложил свой метод усовершенствования граммофона. Идея была достаточно оригинальна: Кеммлер поместил рупор, который значительно уменьшил в размерах, непосредственно внутрь корпуса граммофона. Измененный таким образом граммофон получался малогабаритным, легким и, соответственно, мобильным. Его можно было даже брать с собой в путешествия, ведь все его устройство помещалось в легкий небольшой чемоданчик.
Назвали новый прибор патефоном. Этимология слова прозрачна: первая часть слова - "пате" - от названия фирмы "Патэ", производящей граммофоны, ну, а "фон" - "звук". Вообще-то, строго говоря, граммофон и патефон - почти одно и то же, никаких революционных технических новшеств - кроме убирания рупора внутрь корпуса - сделано не было. Так что патефон - это просто переносная версия граммофона. Но это название прижилось в России, а позднее в Советском Союзе, и самое любопытное - неизвестно по каким причинам, более того, стало частью советской культуры, но об этом ниже. Что касается названия "граммофон" - то это запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. Так, например, в США для обозначения механического проигрывания грампластинок употреблялись такие термины как графофон, фонограф, "говорящие машины" и т.п., по причине "патентных войн" с Э. Берлинером, изобретателем граммофона.
Впрочем, кое-чем приборы фирмы "Патэ" - патефоны - все же отличались от граммофонов. Кроме внешнего вида отличием являлся метод записи - посредством адаптера, а также способом формирования звуковой канавки. В патефоне этот метод стал глубинным, а не поперечным.
Способ работы был достаточно прост: патефоны были механическими, не требовали подключения к электросети и приводились в действие посредством пружины; двигатель имел центробежный регулятор скорости. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки (78 оборотов, около трех-четырех минут на сторону). Поэтому после проигрывания каждой стороны нужно было заводить пружину специальной рукояткой, причем подкручивать пружину нужно было до конца, но не пережимать, чтобы она не лопнула.
Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Звук патефона был достаточно громким - около 80-100 децибелов, что позволяло танцевать под него даже на улице - в парках и на танцплощадках. Правда, уровень громкости не регулировался и качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы. Однако при использовании острых игл пластинка после десяти-двадцати проигрываний становилась практически непригодной.
Звук снимался с пластинки посредством сапфировой иглы. Это была специальная игла, рассчитанная на многократное использование - в отличие от граммофонной стальной иголки, которую меняли после трех-четырех минут работы, что соответствовало прослушиванию только одной стороны грампластинки. Несмотря на то, что иглы были сапфировыми, стоили они недорого, их можно было покупать на вес. Для их хранения в чемоданчике патефона предусматривался выдвижной отсек-ящичек.
Еще одним нюансом являлось и движение иглы: по граммофонным пластинкам игла двигалась от края к центру - как на более поздних проигрывателях середины ХХ века, а патефонные иглы двигались от центра к краю. Поэтому граммофонные пластинки не подходили к патефону и наоборот.
Патефоны мгновенно завоевали мировой рынок, и в 1907 году фирма "Патэ" - монополист на тот момент, потому что первой в Европе стала производить заморские граммофоны - открыла фабрику и в Москве. Патефоны, выпускавшиеся в Москве, были совершенно необычны: мембрана их располагалась не вертикально, а горизонтально по отношению к диску, имевшему поистине гигантские размеры - полметра в диаметре! После конструкция была улучшена, размеры диска уменьшены, но название осталось прежним - патефоны. И начался натуральный патефонный бум. Аппараты производились на любой вкус и кошелек - для всех слоев населения. Для любителей роскоши патефоны - как и граммофоны - делались в корпусе из красного дерева с инкрустациями, для среднего и низшего класса приборы собирали поточным методом из недорогих комплектующих. Конструкторы изощрялись, предлагая покупателям патефоны на все случаи жизни: для пикников, для морских путешествий и, конечно, для салонов и многолюдных балов. Делали даже крошечные патефончики, умещающиеся в кармане. Звук у них, конечно, был слабеньким, но это была не более чем игрушка для взрослых, своего рода казус.
Переносные патефоны были изобретены не на фирме "Патэ", а на фирме DECCA в 1913 году. Этот прибор первоначально предназначался для применения в полевых условиях для вооруженных сил Англии. (Впоследствии на переносных маленьких патефонах стала специализироваться Швейцария.) Особенной популярности эта конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 20-х годов и в течение последующего десятилетия портативные патефоны активно рекламировались многими изготовителями как идеальные для использования на пикниках, кемпинге, и даже при занятиях спортом, например, гребле. Английский портативный патефон "His Masters Voice" модели 102 послужил прототипом конструкции портативных патефонов, выпускаемых в Советском Союзе в последующие десятилетия (наряду с моделью 101). Самое интересное, что этот мини-патефон в России тоже применялся в военно-полевых условиях - в качестве агитационно-развлекательного средства в Красной Армии во время Второй Мировой Войны.
В России старинные патефоны распространились невероятно быстро. Почти каждый житель страны имел дома такое небольшое устройство. В советской действительности патефон стал буквально каким-то культовым явлением. Легкий мягкий шорох и трепетное шипение при проигрывании пластинок не мешало, а наоборот - создавало особую теплую атмосферу дружеской компании. В 30-е - 50-е годы во всех городах и деревнях СССР были популярными танцы под патефон. Как правило, его выставляли на окно, чтобы все собравшиеся во дворе могли потанцевать. Громкости патефона для этого было вполне достаточно.
В чем кроется такая бешеная популярность патефона в советской жизни? На эту тему ломали головы социологи, психологи, а ответ, наверное, прост: слишком мало было развлечений у советского народа. Кино и танцы под патефон - вот и все. Танцзалов, а уж тем более дискотек не было и в помине, все ограничивалось танцплощадками в парках отдыха и самодеятельными танцами во дворе. Причем днем. Современным детям этого не понять... Патефон был для людей целым миром. Он олицетворял собой все то, о чем можно было мечтать, когда из рупора лились нежные мелодии вальса или задорные песни Утесова. "На патефон" собирались по квартирам - послушать любимые песни и мелодии. Старшее поколение помнит эти бессмертные творения: танго "Брызги шампанского", вальс "На сопках Манчжурии", "Рио-рита"... Волшебные названия! От них веяло чем-то таинственным, волнующим, заграничным, чем-то запретным. Брызги шампанского!.. Где их найдешь в тяжелой советской жизни, эти брызги? А тут создавалась иллюзия. И длилась эта иллюзия несколько десятков лет.
Патефон давал возможность послушать голоса любимых исполнителей, которых в жизни не очень-то послушаешь, особенно если живешь в какой-нибудь глухомани. Со старых пластинок слышались голоса известных певцов - практически запретного Петра Лещенко, буржуазной Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина. До сих пор с удовольствием люди, особенно старшего поколения, слушают и поют знаменитый "Синий платочек", который пела незабвенная и поголовно любимая в Советском Союзе Клавдия Шульженко.
Патефон плотно вошел и в советское искусство - в поэзию и в кинематограф. Ни одному прибору - ни радиоле, ни магнитофону, ни тем более современным МР3-плеерам не посвящено столько стихов, сколько патефону.
Патефон скрашивал тяжелые военные будни советских солдат на Великой Отечественной. О патефоне пели, как о бойце, его жалели и называли "усталым", "бродягой-патефоном": "Занесло судьбою в третий батальон/ Старенький коломенский усталый патефон./ Пел нам на привалах у чужих дорог/ Трогательный девичий печальный голосок. ... Где-то под Варшавой миной был сражен,/ Замолчал коломенский бедняга- патефон". Эту песню - "Днем и ночью" - пел всенародно любимый Леонид Утесов. И можно смело сказать, что в дело победы внес свою лепту и патефон. Прошедшие войну на фронте и в тылу часто вспоминают, как собирались они вокруг патефона в лихие 40-е. Вспоминают всегда с большим теплом и приятной улыбкой на лицах. Рассказывают, как собравшись вокруг патефона, они танцевали под его теплые и до боли родные пластинки, вслушиваясь в звуки и ритмы друга-патефона. Патефон помогал раненым в госпиталях, поднимал боевой дух, помогал смириться с потерями и болью. Музыка помогала не бояться врага и верить в будущее, строить планы и мечтать о времени, когда кончится, наконец, проклятая война. Раненые бойцы слушали хриплые звуки патефона и вспоминали мирную жизнь, свой дом, близких. Во время войны, когда люди нещадно голодали, патефонные пластинки обменивались на хлеб. Тот, кто отдавал пластинку, чтобы получить еду - с ними все понятно, последнее с себя снимешь и отдашь, лишь бы выжить. Но ведь другая сторона отдавала хлеб за пластинку! Значит, пластинка была нужна не меньше, чем хлеб!
Патефоны в СССР выпускались многими заводами. Среди них - Коломенский патефонный завод, ордена Ленина завод "Молот" в Вятских Полянах, ленинградские заводы "Грампласттрест" и "Северный пресс" и многие другие заводы. Завод "Северный пресс" в Ленинграде и в послевоенное время производил портативные патефоны.
Эпоха патефона прошла, с середины 50-х годов он стал вытесняться электрофоном, но людская память сохранила о нем только теплые и светлые воспоминания, "навевая легкой дымкой тоску о старом забытом патефоне".
Электрофон - это сокращение от устаревшего термина "электропатефон" - устройство для воспроизведения звука с виниловых грампластинок. Но это название - чисто официальное, в быту его называли проще - проигрывателем. В отличие от механического патефона электрофон - как видно из названия - подключался к электросети и дополнялся усилителем мощности звуковой частоты (УМЗЧ). Но название "проигрыватель" применительно к электрофону неправильное: проигрыватель от электрофона отличается тем же, чем магнитофонная приставка отличается от магнитофона, то есть наличием встроенного усилителя мощности. Так что использование термина "проигрыватель" в отношении электрофона некорректно.
Электрофон отличается от граммофона и патефона принципом действия: в электрофоне механические колебания иглы звукоснимателя преобразуются в электрические колебания, которые проходят через усилитель и затем преобразуются в звук электроакустической системой, включающей, в зависимости от типа электрофона, от одного до четырех электродинамических громкоговорителей. До конца 50-х годов бытовал еще один термин - "радиограммофон".
Стандартная скорость вращения пластинки на электрофоне - в отличие от 78 оборотов в минуту у граммофона и патефона - 33 оборотов в минуту, но для совместимости со старыми граммофонными пластинками, а также пластинками, выпускавшимися за пределами СССР, большинство электрофонов имели возможность изменить скорость вращения до 45 и 78 оборотов в минуту.
В Советский Союз электрофоны пришли, как и вся остальная техника, с большим опозданием - в 50-х годах, тогда как на Западе и в США электрофоны появились еще до Второй мировой войны.
В наши дни электрофоны еще кое-где сохранились, причем и как в домашних условиях, так и в электронной музыке в составе другой аппаратуры - они являются одним из основных инструментов работы ди-джеев (или диск-жокеев - как их называли раньше) в силу специфичности использования - вращение диска руками в такт ритму и применения различных приемов проигрывания, например, скретчинг. В просторечии часто проигрыватели музыкальных виниловых дисков называют вертушками. Правда, в быту их использование практически сошло "на нет". Ведь массовая продажа виниловых пластинок тоже исчезла, оказавшись полностью вытесненной универсальными лазерными цифровыми проигрывателями с аудио компакт-дисками. А если у кого-то дома вдруг встретишь электрофон, то можно сразу понять, что перед вами любитель так называемого аналогового звучания. Эти любители говорят, что шипение и потрескивание пластинки - это и есть настоящий "живой", глубокий и полный звук, мягкий и сочный, которого не добиться при помощи электронных звуковоспроизводящих устройств. Там, мол, музыка "плоская", бездушная. Это мнение, конечно, субъективно, но оправдано. Потому что звук с "вертушек", особенно с патефонов, действительно получается каким- то более уютным.
Параллельно с патефоном, дополненным рекордером, существовали и другие приборы, позволяющие записывать звук. Например, шоринофон. Возник он в 30-е годы, его разработал советский изобретатель А.Ф. Шорин. Этот аппарат предназначался для оперативной записи и воспроизведения звука, он работал по принципу грамзаписи, но использовал в качестве носителя не вращающуюся пластинку или цилиндр, а кинопленку, протягиваемую с постоянной скоростью. Таким образом, длительность непрерывной записи/воспроизведения ограничивалась только длиной пленки, например, на сорокаметровой ленте размещалось до двух часов фонограмм в несколько дорожек. По сути, это был своеобразный "фильм", но без изображения, а только со звуком. К сожалению, качество записи было невысоким и годилось, в основном, лишь для записи речи, о музыке речь не шла. Однако аппараты под названием "шоринофон" производились до Великой Отечественной войны в промышленных масштабах и использовались в основном в радиовещании для подготовки репортажей.
Шорин был не единственным, кто изобрел такой способ звукозаписи, известны и другие системы механической записи на гибкую ленту, например, аппарат Миллера с механической записью и оптическим воспроизведением. В этом аппарате использовалась прозрачная лента шириной 6 мм со специальным черным покрытием.
В тех же 30-х вспомнили о фоноавтографе Скотта де Мартенвиля, который изобрел свой аппарат в 1857 году. Игла фоноавтографа процарапывала дорожку на закопченном листе бумаги. Дорожка соответствовала звуковым колебаниям и создавала как бы "рисунок" звука. И вот в 1931 году советский инженер Б.П. Скворцов придумал аппарат, записывавший звуковые колебания на обычную бумагу по принципу самописца. Прибор был достаточно прост: движущаяся бумажная лента и электромагнит, подключенный к выходу усилителя звуковой частоты, колебавший подвижное перо, которое черными чернилами наносило запись. Воспроизводилась запись с помощью мощной лампы и фотоэлемента. Достоинством метода было то, что ленты можно было легко и дешево тиражировать типографским способом. Серийный выпуск воспроизводящих аппаратов, получивших название "Говорящая бумага", предполагалось начать в 1941 году, для этого все было подготовлено, но помешала война и первую партию в несколько сот штук выпустили только в 1944 году. Но к тому времени "Говорящая бумага" уже не могла конкурировать с другими звукозаписывающими устройствами.
Параллельно с вхождением в жизнь электрофона возникла и радиола - смесь радиоприемника и "вертушки" для пластинок, этакий гибрид "два в одном". Многие узлы в радиоле являлись общими и для радио, и для электрофона - УМЗЧ, блок питания и громкоговоритель. В радиоле вместо пружинного двигателя для вращения пластинки стал использоваться электрический двигатель, а вместо механического звукоснимателя был применен сначала пьезоэлектрический, а позднее более качественный - магнитный. Эти звукосниматели преобразуют колебания иглы, бегущей по звуковой дорожке грампластинки, в электрический сигнал, который после усиления в электронном усилителе поступает в громкоговоритель.
Радиола очень быстро полюбилась публике и долгое время была крайне популярным прибором. В Советском Союзе "Золотой век" радиол пришелся на 40-е - 70-е годы. Это объясняется тем, что ламповые радиоприемники тех лет имели достаточно большой корпус, позволяющий без дополнительных затрат разместить там и электропроигрывающее устройство. Иметь радиолу было жутко престижно, она являлась показателем статуса семьи. Радиолы выпускались как настольные, так и на ножках и выглядели как отдельный предмет мебели. Пластинки располагались чаще всего в верхней части радиолы под крышкой, но бывали и интересные исключения, например, "Даугава" 50-х годов. У нее место для пластинок располагалось внизу, за откидной по принципу крышки секретера шкалой настройки. В радиоле "Беларусь-103" 1969 года проигрыватель тоже расположен внизу, в специальном блоке, который выдвигается наподобие ящичка на откидную крышку. Некоторые комплектовались различными "наворотами", как, например, "Гамма-В" 1966 года. В нее было встроено цветомузыкальное устройство. В радиолу "Рассвет" 1959 года были встроены часы с тремя циферблатами. Они располагались на приборной доске. Вообще количество марок, а так же их моделей исчислялось десятками, нет, пожалуй, более ни одного советского прибора, марок которого было бы так много. Самыми престижными марками считались прибалтийские радиолы, например, "Эстония", "Латвия", а также "Ригонда" и "Рекорд" разных моделей. Была популярной и "Вега-312", за которой у коллекционеров сейчас идет настоящая охота.
В СССР радиолы выпускались пяти классов - от высшего до четвертого. Самой первой советской отечественной радиолой стала СВГ-К (Супергетеродин всеволновый с граммофонным электропроигрывающим устройством - Консольный). Она была выпущена Александровским радиозаводом в 1938 году. Первой стереофонической радиолой стала "Ригонда-стерео", выпущенная в 1964 году. Она выглядела как прямоугольный ящик, вешающийся на стенку на высоте примерно 50-60 см, по бокам которого красовались две огромные колонки на невысоких ножках. В другой стереофонической радиоле - "Симфония", похожей на гибрид радиолы и бельевой тумбы, было специальное отделение для хранения пластинок. Последней серийной радиолой на пространстве бывшего СССР стала "Серенада РЭ-209", выпущенная в 1992 году Владивостокским заводом "Радиоприбор".
Сам товарный знак - Radiola - был зарегистрирован в США в начале ХХ века. Название он получил, как предполагают историки, в честь растения. Под этой торговой маркой выпускались не только гибриды радио с электрофоном, но чисто радиоприемники и другая бытовая радиоэлектронная аппаратура. Моделей, представляющих собой сочетание радиоприемника с электрофоном, среди них было, кстати, весьма немного.
В Советском Союзе термин "радиола" возник, по всей видимости, вместе с экспортом из- за границы партии аппаратов, сочетающих радиоприемник с электрофоном, выпущенных под товарным знаком Radiola. (Чем-то этот путь напоминает путь копировальных устройств, который во всем мире производят множество фирм, но первым был Xerox, и теперь в русском языке словом "ксерокс", являющимся, по сути, всего лишь названием торговой марки, называют все без исключения копиры. Постоянно можно услышать: "Ксерокс марки "Бразер", к примеру. Для англоязычных звучит более чем смешно.) Американцы и отчасти европейцы гибрид радиоприемника и электрофона называют "радиограм" (от слов "радио" и "граммофон"). Похожий термин имеется в чешском языке - "граморадио".
Принцип совмещать два, а то и три в одном породил такие гибриды, как магнитолы - смесь радиоприемника и магнитофона, магниторадиолы - смесь радиоприемника, электрофона и магнитофона, телерадиолы - смесь радио- и телевизионного приемника с проигрывателем, и телемагнитолы - смесь радио- и телевизионного приемника с магнитофоном.
Где-то в середине 70-х годов, в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприемников, популярность громоздких радиол стала падать. Они уступили место другим комбинированным устройствам, более современным.
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Коломенский патефонный завод

Сообщение  Макс89 в Сб Июн 17, 2017 3:54 pm

Источник: http://www.kolomnochka.ru/exhibition/exhibition/746.html

В фойе Культурного центра «Дом Озерова» разместился пилотный показ проекта – Постоянная экспозиция «Коломенский патефон».Мы живем в быстро меняющемся мире. У этого прогресса есть и техническое, и человеческое измерение. Представленная экспозиция предлагает совершить экскурсию, и попытаться разглядеть присутствие нашей истории в движении сегодняшней жизни.Появление патефона важно как явление общественной и культурной жизни нашего народа.В тридцатые годы ХХ столетия он прочно вошел в быт советских людей, и лишь в начале шестидесятых уступил свои позиции электропроигрывателю и радиоле. За это время он сформировал особую культурную модель взаимодействия с музыкой в быту (во дворе, в коммунальной квартире, на даче, на дружеской вечеринке …).В Великую Отечественную войну в редкие минуты отдыха между боями наши отцы и деды заводили патефон и слушали, вспоминая родимый дом, любимых. Вот и в песне «Днем и ночью» (слова - В.Дыховичный, музыка- Н.Богословский) поется:Занесло судьбою в третий батальон.Старенький коломенский усталый патефон,Пел нам на привале у чужих дорог
Трогательный девичий печальный голосок…Патефоны в СССР выпускались многими заводами. Среди них - ордена Ленина завод "Молот" в Вятских Полянах, Владимирский патефонный завод, Ленинградский завод "Северный пресс" в послевоенное время производил и портативные патефоны (с встроенным под крышкой рупором), и Коломенский патефонный завод.В 1931 году Президиум ВСНХ РСФСР санкционировал открыть на месте бывшей шелкокрутильной фабрики в Коломне завод портативных граммофонов (то есть патефонов) союзного значения проектной мощностью 250 тысяч патефонов в годВ канун 1 мая 1934 года в ремонтно-механическом и инструментальном цехах завершилась сборка первых десяти коломенских патефонов.Коломенские патефоны очень скоро приобрели всесоюзную известность. Благодаря труду молодёжи (почти 65% рабочих)коломенский патефон завод ещё в первый год работы перекрыл плановую мощность, в последующие годы (с 1938 года) стал выпускать более 1000 патефонов в сутки.Летом 1938 года завод начал переходить к выпуску новой продукции - фонол. В отличие от патефона новый аппарат не имел пружинного механизма, работал на электромоторчике. Вместо мембраны и рупора появился звукосниматель - адаптер.Граммофонный завод выполнил задание по выпуску первой партии аппаратов "говорящая бумага". Предприятие изготовило 500 аппаратов и 500 лентопротяжных механизмов для Воронежского завода "Электросигнал", который должен был монтировать аппараты в одном ящике с радиоприемником. Патефонную пластинку в аппарате заменяла бумажная лента с отпечатанной на ней типографским способом звукозаписью. Наладить массовый выпуск аппаратов "говорящая бумага" не удалось.Дальнейшему развитию предприятия помешала Великая Отечественная война. Основным профилем завода во время войны было производство мин и минных взрывателей. В первые месяцы войны завод еще выпускал патефоны, а в 1943 году начал изготавливать веретен для текстильной промышленности. Производство веретен росло и со временем стало основным. Наряду с ними завод стал поставлять и другие изделия текстильной промышленности - узловязальные и оплеточные машины.13 мая 1946 года патефонный завод был переименован в завод текстильного машиностроения.В малом зале Культурного центра «Дом Озерова» планируется открыть постоянную экспозицию – «Коломенский патефон».Цель проекта – не только сообщить посетителю конкретные технические и исторические явления, а поместить явление в широкий культурно-исторический контекст, отойти от фиксации момента и одномерности, и предоставить посетителю пространство для собственных размышлений и открытий.Вписать «частную историю» в более широкий контекст, чтобы понять роль и место этой «частной истории» в жизни города, страны, человеческой цивилизации.Каким будет проект - покажет время, но сформировав открытое коммуникативное пространство, проект станет местом общения представителей различных возрастных, социальных категорий.


Последний раз редактировалось: максим (Сб Июн 17, 2017 4:19 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Патефон. Коломенский патефонный завод, СССР, 1930-1940-е гг.

Сообщение  Макс89 в Сб Июн 17, 2017 4:19 pm

Источник: http://www.antikvaromsk.ru/index.php?category_id=1&flypage=flypage.tpl&page=shop.product_details&product_id=934&vmcchk=1&option=com_virtuemart&Itemid=65

Патефон. Коломенский патефонный завод,Коломна, СССР, 1930-1940-е гг. В 1854 году в Коломне была основана шелкокрутильная фабрика, принадлежавшая итальянскому фабриканту Карлу Ангилери и К°. Фабрика состояла из двухэтажного каменного корпуса и двух административных зданий. Здесь работала более 2 тыс. человек. Большинство работниц были набраны из деревень, и более чем половину из них составляли несовершеннолетние девушки. В 1917 году шелкокрутильная фабрика была закрыта, работала только электростанция. В 1931 году Президиум ВСНХ РСФСР санкционировал открыть на месте бывшей шелкокрутильной фабрики в Коломне завод портативных граммофонов (то есть патефонов). В канун 1 мая 1934 года в ремонтно-механическом и инструментальном цехах завершилась сборка первых десяти коломенских патефонов. К концу того же года было изготовлено 242 патефона. В 1935 году завод выпустил 35655 патефонов, в 1936 году - 148061 патефон. Коломенские патефоны очень скоро приобрели всесоюзную известность. Благодаря труду молодёжи (почти 65% рабочих) завод ещё в первый год работы перекрыл плановую мощность, в последующие годы (с 1938 года) стал выпускать более 1000 патефонов в сутки. Летом 1938 года завод начал переходить к выпуску новой продукции - фонол. В отличие от патефона новый аппарат не имел пружинного механизма, работал на электромоторчике. Вместо мембраны и рупора появился звукосниматель - адаптер. Граммофонный завод выполнил задание по выпуску первой партии аппаратов "говорящая бумага". Предприятие изготовило 500 аппаратов и 500 лентопротяжных механизмов для Воронежского завода "Электросигнал", который должен был монтировать аппараты в одном ящике с радиоприемником. Патефонную пластинку в аппарате заменяла бумажная лента с отпечатанной на ней типографским способом звукозаписью. Наладить массовый выпуск аппаратов "говорящая бумага" не удалось. Дальнейшему развитию предприятия помешала Великая Отечественная война - осенью 1941 года завод был эвакуирован в город Белово Новосибирской области. Основным профилем завода во время войны было производство мин и минных взрывателей. Но еще в 1943 году были изготовлены 10 тыс. веретен для текстильной промышленности. Производство веретен росло и со временем стало основным. Наряду с ними завод стал поставлять и другие изделия текстильной промышленности - узловязальные и оплеточные машины. 13 мая 1946 года патефонный завод был переименован в завод текстильного машиностроения. Патефон - механическое устройство для проигрывании граммофонных пластинок, в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба. Звукосниматель состоял из металлической, часто тупившейся иглы и мембраны. Граммофон - предтеча патефона, но с внешней трубой - так же существует мнение, что граммофонные пластинки имели более крупную нарезку бороздок ввиду более тяжёлого звукоснимателя. Приборы имели центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной - реже двух сторон пластинки (78 оборотов, около 5 минут на сторону), заводить патефон и граммофон надобно было с осторожностью, чтобы избежать разрыва пружины - самой главной и дефицитной детали устройства. Весьма любопытен минипатефон - применялся в качестве агитационно-развлекательного средства в Красной Армии во время Второй Мировой Войны. В 30-50 годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и все собравшиеся во дворе танцевали под хриплые звуки. Громкости патефона для этого было вполне достаточно. Обычная громкость патефона весьма велика - около 80-100 дб. у раструба. Звук хриплый и пронзительный, с сильными искажениями, слов зачастую не разобрать. Качество звука зависит от степени затупленности иглы. Однако при использовании острых игл, пластинка после 10-20 проигрываний, становилась малопригодной.


Последний раз редактировалось: максим (Вс Июн 18, 2017 7:36 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Завод Молот

Сообщение  Макс89 в Сб Июн 17, 2017 4:21 pm

Вятско-Полянский машиностроительный завод
С началом Великой Отечественной войны, осенью 1941 года в Вятские Поляны из подмосковного Загорска был эвакуирован машиностроительный завод. Его оборудование для производства пистолета-пулемёта ППШ монтировалось на территории шпульно-катушечной фабрики. Первые автоматы были отправлены на фронт уже в конце ноября 1941 года. В 1942 году было произведено 1,5 миллиона автоматов. Конструкторское бюро завода возглавил создатель пистолета-пулемёта Георгий Семёнович Шпагин. В этом году рабочий посёлок получил статус города. За годы войны коллектив Вятско-Полянского машиностроительного завода выпустил более 2,5 миллионов автоматов ППШ, за это в сентябре 1945 года завод был награждён Орденом Ленина.
После окончания войны завод наряду с военным заказом стал выпускать и мирную продукцию. Было налажено производство патефонов, но спрос на них стал снижаться, так как появились более современные по тем меркам радиолы и проигрыватели. Поэтому к концу 1955 года производство патефонов было прекращено. В 1955 году директором завода стал Ф. И. Трещёв, который организовал выпуск боковых прицепов к ижевским мотоциклам. Потребовались значительные производственные мощности — завод расширялся, строились новые производственные корпуса. В 1956 году перед коллективом завода ставится ещё более сложная задача — освоить выпуск советских легковых мотороллеров. Первый советский мотороллер Вятка был изготовлен в 1957 году. в 60-е годы выпускаемые боковые прицепы и мотороллеры Вятка и «Электрон» экспортировались в 51 страну мира. В 1965 году при заводе был создан учебно-консультационный пункт Кировского политехнического института. В 70-х годах выпуск боковых прицепов достигал 200 тысяч штук в год, мотороллеров выпускалось более 100 тысяч штук в год. В последующие годы дважды обновлялись модели легкового мотороллера и 7 раз модели бокового прицепа.
Ввиду того, что основную часть производства занимало производство военных изделий, в годы перестройки в с связи с начавшейся конверсией темпы производства упали. С целью увеличения номенклатуры выпускаемых товаров было освоено производство автоприцепов к легковым автомобилям, газового отопительного агрегата, микроволновой печи, деревообрабатывающих станков, газовых пистолетов, автоматов для расфасовки различных продуктов, канистр и других товаров. Предприятие функционирует и по сей день.
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Сообщение  Sadmich в Сб Июн 17, 2017 9:21 pm

Может стоит копировать с умом, а не просто все подряд? Да и многое не по теме(не про патефоны). Я конечно ценю старания, но неточностей довольно много, вот некоторые из них:

Патефон, завоевавший мир(В этой статье вобще трудно трудно разобрать когда говориться про патефон Патэ и просто патефон(портативный граммофон), да и автор путается между ними)

"Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Звук патефона был достаточно громким - около 80-100 децибелов, что позволяло танцевать под него даже на улице - в парках и на танцплощадках. Правда, уровень громкости не регулировался и качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы. Однако при использовании острых игл пластинка после десяти-двадцати проигрываний становилась практически непригодной.
Звук снимался с пластинки посредством сапфировой иглы. Это была специальная игла, рассчитанная на многократное использование - в отличие от граммофонной стальной иголки, которую меняли после трех-четырех минут работы, что соответствовало прослушиванию только одной стороны грампластинки. Несмотря на то, что иглы были сапфировыми, стоили они недорого, их можно было покупать на вес. Для их хранения в чемоданчике патефона предусматривался выдвижной отсек-ящичек."

Походу автор статьи слушал на патефоне(портативном граммофоне) пластинки сапфировыми иглами Патэ. Вот они и приходили в негодность Twisted Evil . Интересно, в какого идиота, он купил их так дешево scratch .

" Легкий мягкий шорох и трепетное шипение при проигрывании пластинок не мешало, а наоборот - создавало особую теплую атмосферу дружеской компании."

А вот это не соответствует выше сказанным "звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями"

Патефон. Коломенский патефонный завод, СССР, 1930-1940-е гг.

"Звук хриплый и пронзительный, с сильными искажениями, слов зачастую не разобрать. Качество звука зависит от степени затупленности иглы. Однако при использовании острых игл, пластинка после 10-20 проигрываний, становилась малопригодной."

Опять неправильно.
avatar
Sadmich

Сообщения : 373
Репутация : 73
Дата регистрации : 2017-01-24
Возраст : 18
Откуда : Украина

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Сообщение  Dneproff в Вс Июн 18, 2017 12:56 pm

Согласен. Первая статья очень запутанная и не дает четких понятий.

Dneproff

Сообщения : 12
Репутация : 12
Дата регистрации : 2016-07-06

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Сообщение  Макс89 в Вс Июн 18, 2017 4:40 pm

Sadmich пишет:Может стоит копировать с умом, а не просто все подряд? Да и многое не по теме(не про патефоны). Я конечно ценю старания, но неточностей довольно много, вот некоторые из них:

Патефон, завоевавший мир(В этой статье вобще трудно трудно разобрать когда говориться про патефон Патэ и просто патефон(портативный граммофон), да и автор путается между ними)

"Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Звук патефона был достаточно громким - около 80-100 децибелов, что позволяло танцевать под него даже на улице - в парках и на танцплощадках. Правда, уровень громкости не регулировался и качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы. Однако при использовании острых игл пластинка после десяти-двадцати проигрываний становилась практически непригодной.
Звук снимался с пластинки посредством сапфировой иглы. Это была специальная игла, рассчитанная на многократное использование - в отличие от граммофонной стальной иголки, которую меняли после трех-четырех минут работы, что соответствовало прослушиванию только одной стороны грампластинки. Несмотря на то, что иглы были сапфировыми, стоили они недорого, их можно было покупать на вес. Для их хранения в чемоданчике патефона предусматривался выдвижной отсек-ящичек."

Походу автор статьи слушал на патефоне(портативном граммофоне) пластинки сапфировыми иглами Патэ. Вот они и приходили в негодность Twisted Evil . Интересно, в какого идиота, он купил их так дешево scratch .

" Легкий мягкий шорох и трепетное шипение при проигрывании пластинок не мешало, а наоборот - создавало особую теплую атмосферу дружеской компании."

А вот это не соответствует выше сказанным "звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями"

Патефон. Коломенский патефонный завод, СССР, 1930-1940-е гг.

"Звук хриплый и пронзительный, с сильными искажениями, слов зачастую не разобрать. Качество звука зависит от степени затупленности иглы. Однако при использовании острых игл, пластинка после 10-20 проигрываний, становилась малопригодной."

Опять неправильно.

Отредактируйте как надо, вы как человек поопытнее меня, потом скиньте мне на ящик kyrlig.m@mail.ru
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Внимание!!!

Сообщение  Макс89 в Вс Июн 18, 2017 4:41 pm

У кого есть какая нибудь информация на данную тему, скидывайте в этот раздел, соберем по крупицам историю
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Сообщение  Александр 70 в Вс Июн 18, 2017 5:54 pm

Ни чего Максим,скидывайте инфу какая есть.Только тот кто в курсе,поймет,что там так,что не так.Но одновременно,вместе с не точностями ,проскакивает интерессная,полезная инфо.
avatar
Александр 70

Сообщения : 954
Репутация : 95
Дата регистрации : 2017-02-17
Откуда : с Малиново Орловская обл

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Сообщение  Макс89 в Вс Июн 18, 2017 5:58 pm

Александр 70 пишет:Ни чего Максим,скидывайте инфу какая есть.Только тот кто в курсе,поймет,что там так,что не так.Но одновременно,вместе с не точностями ,проскакивает интерессная,полезная инфо.

если еще что найду, конечно скину, информации в инете очень мало, только купи продай
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Завод Молотов

Сообщение  Макс89 в Вс Июн 18, 2017 6:04 pm

Молотовский з-д был основан в декабре 1941 года на базе эвакуированного из Владимира патефонного завода как предприятие по производству боеприпасов. Первоначальное название Молотовский патефонный завод, с 1956 г. Молотовский, затем Пермский велосипедный завод, в 1977 ... - 91 гг. Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, с 1992 г. современное название "ВЕЛТА".
С 1940 по 2 октября 1957 года город носил название Молотов в честь В. М. Молотова, политического деятеля и председателя правительства СССР в 1930—1941 годах.

Источник: https://www.newsko.ru/articles/nk-3059127.html
Владимирский граммофонный завод был эвакуирован в город Молотов и стал называться №260. Всю войну он выпускал взрыватели, а с 1945 года был передан министерству сельхозмашиностроения и стал осваивать веялки-сортировки, корнерезки и запчасти к тракторам. Но мощности простаивали. Тогда вспомнили о граммофонах. К этому времени уже были патефоны и страна остро нуждалась в них, как и во многом другом.
Технологически изготовление патефонов было на порядок выше той продукции, что завод выпускал в войну: осваивать пришлось изготовление множества деталей, литьё под давлением, шлифовку деталей, оклейку футляров и т.д. К тому же золотой фонд предприятия — инженеры и кадровые рабочие — предпочли вернуться на родину, во Владимир. Не все, но многие уехали. Только организованно было отправлено два эшелона с рабочими и членами их семей, а сколько ещё отправились самоходом!
В апреле 1946 года завод произвёл первые сто патефонов и стал называться Молотовским патефонным.
В 1947 году выпуск патефонов был доведен до 10 тыс. штук, но их производство было убыточным, а после аварии 1948 года, когда рухнули фермы перекрытия в одном из цехов, предприятие прочно обосновалось в числе отстающих. Рабочие жили в бараках, технология была отсталой, тем не менее план выполняли.
К 1954 году предприятием был выпущен уже миллион патефонов и миллиарды патефонных игл. Технологию подтянули, конструкцию довели до совершенства и, вроде бы, даже вошли в производственный ритм, но всё было напрасно — время этого музыкального аппарата уже прошло. Спрос резко упал и никакие ухищрения, например особо красивые футляры, не помогали.
В 1956 году, спустя десять лет с начала работы, производство патефонов было закрыто, а Молотовский патефонный завод был перепрофилирован на выпуск велосипедов.

Регулировка патефонов на Молотовском патефонном заводе. Фото из архива ИД «Компаньон»
Фото: Архив ИД «Компаньон»

Не путать с патефонным заводом "Молот", г.Вятские Поляны - так же существует до сих пор, как оружейный завод.


Последний раз редактировалось: максим (Вс Июн 18, 2017 7:05 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Красногвардейск

Сообщение  Макс89 в Вс Июн 18, 2017 6:07 pm

Граммофонка - В 1931 году в Гатчине (в то время городе Красногвардейске) была создана промышленная артель «Граммофон», которая занималась выпуском патефонов. В народе фабрику называли «Граммофонкой». Кроме основной продукции артельщики снабжали стройки Ленинграда висячими замками, дверными накладками, задвижками, мебельной арматурой и другими товарами. В 1936 году здесь был освоено производство электропатефонов и начата разработка конструкции радиолы.
В августе 1941 года часть семей рабочих Грамофонной фабрики вместе с наиболее ценным оборудованием была эвакуирована в Вологодскую область. Ворвавшиеся в город фашисты осенью 1941 года устроили на территории «Граммофонки» концлагерь для военнопленных. В октябре того же года здесь в ужасных, нечеловеческих условиях содержалось около 200 узников. В 1990 году на фасаде бывшего здания фабрики, в котором в то время размещалось заводоуправление НПО «Гатчинсельмаш» была открыта памятная мемориальная доска. Ее текст сообщает, что в фашистском концлагере, устроенном на территории Граммофонной фабрики в ноябре 1941 года было заживо сожжено 70 воинов Красной армии.


Последний раз редактировалось: максим (Вс Июн 18, 2017 6:54 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Сообщение  СУ-15ТМ в Вс Июн 18, 2017 6:33 pm

В любой статье из СМИ есть свои "ляпы". Но, редактировать статью имеет право только сам автор. Другой вопрос, что необходимо анализировать, сопоставлять такую инфо и фиксировать реальные факты. В данной теме можно выставлять все статьи (с указанием авторства) и их обсуждать. Только название темы стоит изменить на более конкретное, допустим: " Статьи из СМИ и научно-популярных изданий". Затем использовать достоверное инфо из статей для обобщенных данных по конкретному производству. Как это сделал Иван. Поддерживаю его мысль о создании раздела, в котором будут отдельные темы по каждому производству.
А суда необходимо перенести все статьи, которые выставлялись на форуме до этого. Ибо сейчас найти оч. проблемно.

Выдержка из статьи "Гатчинские названия по-свойски":
http://history-gatchina.ru/town/toponim/topo3.htm

Содержание выдержки Максим привел выше.
avatar
СУ-15ТМ

Сообщения : 1458
Репутация : 149
Дата регистрации : 2013-01-14
Откуда : Санкт-Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Соберем историю по крупицам

Сообщение  Макс89 в Вс Июн 18, 2017 6:57 pm

Найти информацию сложно, поэтому призываю всех включится в эту работу. из за ненадежности многих сайтов (сегодня работает, а завтра нет), указывать ссылку на источник и саму информацию текстом, что бы наверняка не потерять информацию
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Сообщение  СУ-15ТМ в Пн Июн 19, 2017 12:45 am

максим пишет:Найти информацию сложно, поэтому призываю всех включится в эту работу. из за ненадежности многих сайтов (сегодня работает, а завтра нет), указывать ссылку на источник и саму информацию текстом, что бы наверняка не потерять информацию
Тему, все-таки, настоятельно предлагаю изменить. Во-первых, похожее название уже есть - это инфо от "Ванек" о датировках первых советских патефонов. Во-вторых, нужно видимое соответствие названия темы и ее содержания. Если не подходит "Статьи из СМИ и научно-популярных изданий", то, как-то иначе!
avatar
СУ-15ТМ

Сообщения : 1458
Репутация : 149
Дата регистрации : 2013-01-14
Откуда : Санкт-Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Сообщение  Макс89 в Пн Июн 19, 2017 11:11 pm

СУ-15ТМ пишет:
максим пишет:Найти информацию сложно, поэтому призываю всех включится в эту работу. из за ненадежности многих сайтов (сегодня работает, а завтра нет), указывать ссылку на источник и саму информацию текстом, что бы наверняка не потерять информацию
Тему, все-таки, настоятельно предлагаю изменить. Во-первых, похожее название уже есть - это инфо от "Ванек" о датировках первых советских патефонов. Во-вторых, нужно видимое соответствие названия темы и ее содержания. Если не подходит "Статьи из СМИ и научно-популярных изданий", то, как-то иначе!

надо определиться как точно назвать эту тему, а дальше это вопрос к админу, он вполне решим
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Сообщение  СУ-15ТМ в Пн Июн 19, 2017 11:19 pm

максим пишет:
надо определиться как точно назвать эту тему, а дальше это вопрос к админу, он вполне решим
Да, тут необходимо мнение форумчан.
Мое предложение о названии данной темы: "Статьи из СМИ и научно-популярных изданий"
avatar
СУ-15ТМ

Сообщения : 1458
Репутация : 149
Дата регистрации : 2013-01-14
Откуда : Санкт-Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Сообщение  Макс89 в Пн Июн 19, 2017 11:32 pm

СУ-15ТМ пишет:
максим пишет:
надо определиться как точно назвать эту тему, а дальше это вопрос к админу, он вполне решим
Да, тут необходимо мнение форумчан.
Мое предложение о названии данной темы: "Статьи из СМИ и научно-популярных изданий"

посмотрим кто еще что предложит, завтра вечером отправлю админу сообщение что переименовали тему
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Тишина

Сообщение  Макс89 в Вс Июн 25, 2017 3:17 pm

Что то нет активности, не ужель ни кто не обладает информацией или не хочет ее публиковать Crying or Very sad
Запрос на изменения названия темы отправил администратору
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Вся правда про патефон)

Сообщение  Макс89 в Вс Июн 25, 2017 3:27 pm

Источник: http://starogitnosti.livejournal.com/885657.html
Патефонов через мои руки в последнее время прошло уже несколько, а вот документы на патефон я увидел в первый раз. Ну и делюсь. Потому что в этих документах - ответы на два важных вопроса:
- Как правильно обращаться с патефоном?
и
- Сколько стоил новый патефон?
Правила обращения с самым распространенным у нас патефоном ПТ-3 подробно перечисляются в инструкции (на других моделях - аналогично), а цена видна из полустертого штампа магазина. Это 250 дореформенных (то есть между 1947 и 1961г.) рублей в 1955 году. Ощутимо, но не слишком дорого.
Итак, прошу:

СССР
Патефонный завод
Руководство
к граммофону ПТ-3
Перед закрытием крышки граммофона обязательно нажмите на рычаг крышкодержателя, утопите его в прорези планки и только после этого опустите крышку граммофона.
г. Молотов
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Граммофоном называется прибор, служащий для воспроизведения звука, записанного в виде извилистой бороздки (в форме плоской спирали) на поверхности плоской круглой пластинки.

Открывая впервые граммофон, обратите внимание на положение тонарма и заводной ручки для того, чтобы, окончив игру, привести их в первоначальное положение.
Положите на диск пластинку и протрите её суконкой или бархоткой. Вставьте иголку в мембрану, проверьте, дошла ли она своим тупым концом до упора, после чего закрепите её винтом иглодержателя. Вставьте заводную ручку в отверстие заводного червяка (справа футляра). Вращением от руки заводной ручки по часовой стрелке заведите до отказа пружину механизма. Отведите тонарм за мембрану в крайнее правое положение, дайте диску достигнуть нормальной скорости вращения и осторожно опустите иглу на край пластинки.
1. МЕХАНИЗМ
Механизм служит для сообщения вращения диску, на котором располагается граммофонная пластинка.
В качестве двигателя применена пружина, помещенная в барабане.
От механизма требуется:
1) лёгкость завода,
2) бесшумность в работе,
3) равномерное вращение и отсутствие вибраций.
Эти требования обеспечиваются применением косозубого зацепления шестерён и точным изготовлением деталей.
Для поддержания постоянного числа оборотов диска служит центробежный регулятор.
При пользовании граммофоном необходимо изредка производить смазку следующих частей механизма: заводного червяка, червяка регулятора, шариковых опор (втулок), шпиндельной шестерни, промежуточной шестерни.
Смазку механизма необходимо производить чистым техническим вазелином или . другой смазкой с температурой плавления 60° и с температурой затвердевания -20°С.
Для смазки механизм нужно извлечь из футляра вместе с монтажной доской.
2. СТАБИЛИЗАТОР
Для наилучшего воспроизведения звука пластинкой необходимо отрегулировать вращение диска на 78 оборотов в минуту.
Эту задачу выполняет стабилизатор.
Рычаг или стрелка стабилизатора служит для регулирования числа оборотов диска согласно указаниям таблички со словами „медленно“, „быстро“. Если исполняемый номер необходимо прослушать замедленным темпом, рычаг переводится на „медленно“, и наоборот.
3. РУЧНОЙ ТОРМОЗ
Ручным тормозом необходимо пользоваться при прослушивании пластинок диаметром менее 190 мм, а в остальных случаях — по желанию.
В положении торможения рычаг тормоза, снабженный на конце кожаной накладкой, прижимается с внутренней стороны к ободу стального диска. Если нужно пустить граммофон снова в ход, то при помощи ручки переводят рычаг в другое положение (от себя).
4. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ
Прежде чем пользоваться автоматическим тормозом, обратите внимание на то, чтобы ручной тормоз был выключен, а стрелка автоматического тормоза была в положении „вкл“.
Автоматическим тормозом можно пользоваться только при наличии на пластинке круто сбегающей спиральной канавки в конце записи.
Чтобы остановить без помощи ручного тормоза пластинку, не имеющую спиральной канавки, достаточно отвести трубку тонарма влево до отказа.
5. МЕМБРАНА
Мембрана является наиболее ответственной механико-акустической частью граммофона. Как и всякий акустический аппарат, служащий для воспроизведения звука, она должна воспроизводить звук по возможности точно, т. е. возможно более сходно с естественным звучанием.
Если мембрана снята с тонарма, то одевание ее производится следующим образом: снимают тонарм с ухватиков, отводят его вправо и, насадив мембрану на трубку тонарма таким образом, чтобы выступающий внутрь конец штифта вошел в прорезь тонарма в виде буквы Г, поворачивают мембрану по часовой стрелке до отказа.
К мембране относитесь осторожно, т. к. она очень чувствительна, особенно боится ударов.
Не крутите зря контрагайки и центра.
6. ТОНАРМ
Тонарм служит звукопроводом от мембраны к рупору. Он сделан из латунной трубки переменного сечения, изменяющегося по согласованному с рупором закону, т. е. рупор является естественным продолжением тонарма.
Ось тонарма изогнута в соответствии с общей конструктивной компановкой граммо-мофон.
Тонарм снабжен двумя сочленениями, позволяющими плавное вращение мембраны в горизонтальной плоскости, по мере передвижения по пластинке, и в вертикальной плоскости — для обеспечения соприкосновения мембраны с пластинкой, одинаковым образом, независимо от толщины пластинки.
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ГРАММОФОНОМ
1. Не подвергайте граммофон влиянию сырости.
2. Резкие сотрясения граммофона ведут к разрегулировке автотормоза и изменению числа оборотов диска, а равным образом — к поломке механизма.
3. Не допускайте попадания в рупор посторонних предметов, как, например, иголок, это ведет к дребезжанию при игре.
4. Завод пружины граммофона производите после каждой проигранной стороны пластинки. Не заводите граммофон во время игры. Это ведет к искажению звука.
5. Не оставляйте граммофон в заведенном состоянии: заводная пружина, оставленная надолго в напряженном состоянии, слабеет, что ухудшает воспроизведение звука пластинкой.
6. Не роняйте мембрану на пластинку, т. к. это ведет к дребезжанию мембраны и повреждению пластинки.
7. Не беритесь за иглодержатель руками, а берите мембрану бережно, в обхват, т. к. мембрана—самая чувствительная часть граммофона.
8. Не опускайте мембрану на пластинку, не убедившись предварительно в том, что игла доведена тупым концом до отказа и плотно зажата винтом. Несоблюдение этого условия ведет к порче пластинки и искажению звука.
9. Не опускайте мембрану на пластину с первого оборота; дайте диску достигнуть нормальной скорости вращения.
10. Не смазывайте автоматический тормоз — его необходимо содержать сухим.
11. Не останавливайте диск рукой на полном ходу и таким же образом не ускоряйте
его вращения. Пользуйтесь только тормозом.
12. Не накладывайте пластинку на вращающийся диск, предварительно затормозите его ручным автоматическим тормозом.
13. Не пользуйтесь затупившейся иглой и не пытайтесь сами затачивать иглы, бывшие в употреблении, т. к. тупое или неправильно заточенное осгрие иглы портит пластинки и искажает звук.
Сменяйте иглу после каждой проигранной стороны пластинки.
14. Не ставьте иглу сразу в бороздку, а дайте игле зачиститься от мельчайших заусенцев на гладком ободке пластинки, пройдя на нём 1 —2 оборота.
15. Не оставляйте иглу в иглодержателе по окончании игры, т. к. задев иглой за отделку граммофона, легко испортить и отделку, и мембрану.
16. Не подвергайте пластинки нагреву, предохраняйте их от солнечных лучей и прочих температурных влияний, т. к. от этого пластинки коробятся и размягчаются. Храните их в сухом месте.
17. Не захватывайте руками запись на пластинке, оберегайте от царапин и грязи. Храните пластинку в бумажном конверте, желательно в вертикальном положении. Изредка протирайте пластинку мягкой фланелевой тряпочкой.
18. Не снимайте пластинку, не доиграв до конца, а также не начинайте игру с середины пластиики — все это ведёт к преждевременному износу пластинки.
Поставщик постоянно работает над усовершенствованием граммофона, а поэтому настоятельно просит покупателя сообщить все свои замечания и пожелания, касающиеся качества граммофона и его внешней отделки.
Сообщайте по адресу: г. Молотов (обл.) п/о 25, Патефонный завод, технический отдел.
Отв. за выпуск руководства
В. Рябов,
01688..........Тираж150000..........300-1955
С С С Р
======
Патефонный завод
г. Молотов.
ПАСПОРТ
НА ГРАММОФОН
МАРКИ ПТ-3
ГОСТ 19-52


Поставщик гарантирует соответствие качества граммофона требованиям ГОСТ-19-52 года в течение шести месяцев с момента отпуска граммофона магазином покупателю, при условии обращения и хранения согласно прилагаемой к граммофону инструкции.
При предъявлении претензий к поставщику, обязательно высылайте паспорт на граммофон с отметкой торгующей организации о времени приобретения, заверенной печатью и вышедшие из строя детали для замены, иначе претензию поставщик не примет.
Отдел технического контроля.
417-1955
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Архивы Санкт-Петербурга

Сообщение  Макс89 в Вс Июн 25, 2017 3:35 pm

Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Фонд Р-710 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЮЗНЫЙ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГРАММОФОННЫЙ ЗАВОД ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАВОДОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ГРАММОФОННО-ПЛАСТИНОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ «ГЛАВГРАМПЛАСТПРОМА» НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР, 1929 - 1940 ГГ., /ЛЕНИНГРАД, ГЛИНЯНАЯ, 7/
В 1928/29 гг. на базе мастерских музыкальной фабрики «Красный Октябрь» образована гармонно-граммофонная фабрика Музобъединения ВСНХ РСФСР. В 1931г. она была переименована в фабрику портативных граммофонов № 3, в 1933 г. передана в подчинение Наркомата тяжёлой промышленности СССР и переименована в Ленинградский граммофонный завод № 1 Государственного союзного треста граммофонно-пластиночной промышленности. После ликвидации треста (подчинявшегося в 1937-1938 гг. Наркомату машиностроения СССР) завод перешел в ведение Наркомата общего машиностроения СССР. По приказу Наркомата от 29 мая 1939 г. завод стал называться Государственным союзным Ленинградским граммофонным заводом. Ликвидирован в сентябре 1940 г.
Документы сохранились отрывочною.
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Универсальный радиограммофон УП-2

Сообщение  Макс89 в Вс Июн 25, 2017 3:40 pm

Источник: https://retrotexnika.ru
Радиограммофон УП-2
Универсальный радиограммофон УП-2 выпускался с 1953 года на Вильнюсском заводе "Эльфа".
Предназначен для проигрывания обычных и долгоиграющих граммпластинок диаметром до 300 мм.
В ящике размещается трехкаскадный усилитель низкой частоты, динамический громкоговоритель "ДГ-1", асинхронный электродвигатель "ДАГ-1" с приводом для вращения диска и пьезоэлектрический звукосниматель "ЗП-123". Предусмотрена возможность включения дополнительного громкоговорителя.
Технические характеристики:
- Скорость вращения диска - 33,3 и 76 об/мин;
- Диапазон воспроизводимых частот - 150-6000 Гц;
- Выходная мощность - 0,5 Вт;
- Потребление мощности - 50 Вт;
Размеры: 398х294х168 мм;
Вес: 5 кг.
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Патефон Модель СП-1. Завод "СЕВЕРНЫЙ ПРЕСС". Ленинград, 1949 год.

Сообщение  Макс89 в Вс Июн 25, 2017 3:51 pm

Источник: http://habartorg.ru
Патефон завода "СЕВЕРНЫЙ ПРЕСС", Ленинград, 1949 год.
Модель СП-1, в рабочем состоянии. ("Северный пресс, модель первая")
ПАТЕФОН. ЗАВОД СЕВЕРНЫЙ ПРЕСС. ЛЕНИНГРАД, 1940-50-е гг. РАБОЧИЙ. ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ ЗВУЧАНИЕ. Размеры: 26*20*12 см Завод "Северный пресс" создан в январе 1932 года на базе метало-штамповочного цеха и участка хромолитографии по жести завода "Невгвоздь". Специализировался на производстве фурнитуры, детских механических игрушек, различных штамповочных изделий. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов изготавливал противопехотные и противотанковые мины, гранаты, корпуса глубинных бомб. В 1950 году предприятие вошло в состав Министерства судостроительной промышленности СССР. Перед заводом была поставлена задача: освоить производство новейшей радиотехнической аппаратуры для кораблей Военно-Морского флота.
Подобный патефон в 1949-м году стоил 250 руб. (25 руб. после 1961 года) - около половины месячной зарплаты.
avatar
Макс89

Сообщения : 407
Репутация : 67
Дата регистрации : 2017-02-13
Возраст : 29
Откуда : Ярцево Смоленская область

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Статьи из СМИ и научно-популярных изданий

Сообщение  Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения